Рубин (от латинского «рубер» — красный) — драгоценный камень, представитель группы корунда.
Этой группе самоцветов довелось пережить необычайный взлет (они венчали короны могущественных владык!). Рубины ценились выше равных по размеру изумрудов и алмазов. Именно эти камни впервые назвали — восточными. Это означало — великолепные, лучшие из найденных в других уголках земли, вобравшие в себя всю красоту и яркость легендарного Востока. Их называли по-разному: яхонты, карбункулы, антраксы и нередко причисляли к ним другие ярко-красные самоцветы. Сравнительно поздно выяснилось, что подлинные рубины — это просто окись алюминия в виде прозрачных красных кристаллов.
Во всех синонимах обыгрывается ярко-красный цвет камня. Например, латинское «карбункул» или греческое «антракс» означают «горящий уголек». Действительно, лучшие сорта этого камня имеют глубокий и жаркий багровый или алый цвет.
Древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст писал о рубине: «На Востоке блистает самый яркий камень». Средневековый арабский ученый Бируни утверждал: «Яхонт — первый среди драгоценных камней, наиболее красивый и дорогой».
Алые губы красавицы в поэзии средневековой Средней Азии и Ближнего Востока сравнивались с рубином. Великий поэт Омар Хайям писал:
Тот, кто землю поставил и над нею воздвиг небосвод, Сколько горя с тех пор он печальному сердцу несет. Сколько ликов прекрасных, как луны, и уст, как рубины, Скрыл он в капище праха земного, под каменный гнет.
С давних пор о рубинах складывали легенды, приписывали им магические свойства. В повести А. Куприна «Суламифь» царь Соломон говорит:
«Антракс, священный камень земли Офир. Он горяч и влажен. Погляди, он красен, как кровь, как вечерняя заря, как распустившийся цвет граната, как густое вино из виноградников энгедских… Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится темнее и горит красным пламенем… Если его растолочь в порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память».
Персы полагали, что рубин предохраняет от чумы, и называли его «самадж-асмур» («отражающий чуму»). В древней медицинской книге «Сокровищница лекарств» приведен рецепт: «Если съесть яхонт весом в одну таньга, то он излечивает от эпилепсии и чумы». По свидетельству историка прошлого века К.П. Патканяна, у армян вплоть до XVII века бытовало поверье, что человек, носящий рубин, бывает приятен окружающим; кроме того, камень предохраняет владельца от падения с коня, от ударов.
В русских лечебниках говорилось: «Кто яхонт при себе носит, снов страшных и лихих не увидит… Аще кто, в солнце смотрячи, очи затемнит, тогда ему поможет, егда тем камнем потрет… А коли тем камнем по голове потрешь, по волосам, тогда в себе плоть головную тянет, яко магнит железо… Аще кто яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет».
Царь Иван Грозный, по свидетельству английского посланника Гарсея, говорил ему, рассказывая о своих драгоценностях: «Вот рубин, он врачует сердце, мозг, силу и память человека».
Считается, что использование самоцветов в качестве талисманов, связанных с определенными созвездиями и отгоняющими злых духов, началось еще во времена халдеев, более трех тысячелетий назад. Подобные воззрения оказались необычайно живучими. Они приобрели особую популярность около тысячи лет назад, в средние века. Для рубина было определено созвездие Козерога и, обычно, последний месяц года — декабрь. В дополнение к созвездию назывался святой; для рубина — апостол Павел.
Современная медицинская наука объясняет магические свойства самоцветов так: вера в целебную силу камня порой может способствовать излечению. Кроме того, нельзя исключать и объективные воздействия некоторых камней на человека. Так, алый цвет рубина относится к биологически активным, бодрящим. Насколько это качество может быть целебным, остается только догадываться.
С древнейших времен красный цвет связывался с кровью, огнем, солнцем. По-видимому, не случайно рубины особенно ценились воинственными племенами ариев в Древней Индии. Вот как пересказал одно из их преданий известный минералог, знаток самоцветов академик А. Е. Ферсман:
«Яркое солнце Юга несет живые соки великого Асура, из которых рождаются камни. Налетает на него ураганом вечный соперник богов, царь Ланки… Падают капли тяжелой крови на лоно реки, в глубокие воды, в отражение прекрасных пальм. И назвалась река с тех пор Раванагангой, и загорелись с тех пор эти капли крови, превращенные в камни рубины, и горели они с наступлением темноты сказочным огнем, горящим внутри, и пронизывались воды этими огненными лучами, как лучами золота».
По другой индийской легенде, первый человек ступил на землю в центре острова Шри-Ланки, где возвышается гора. С тех пор на скалах сохраняется отпечаток стопы этого человека, а по следам его рассыпались драгоценные рубины. Возможно, эта легенда содержит зерно истины — отголосок тех далеких времен, когда племена из Индии проникли на Ланку и обнаружили там россыпи драгоценных камней. Правители «острова яхонтов» (так называли его в средние века) старались контролировать их поиски и продажу. В районе добычи рубинов на дорогах стояли стражники, обыскивавшие прохожих.
Бируни сообщает историю («нечто похожее на сказку», предупреждает он) о том, как был вывезен контрабандой крупный кристалл рубина. Обладатель камня соорудил себе медный колпак с множеством отверстий, подобный ситу. Обрив голову, он надел этот колпак, спрятав под ним драгоценный камень. Через несколько месяцев волосы отросли, полностью закрыв колпак-сито, и хитрец беспрепятственно миновал все кордоны.
Бируни рассказывает и другую историю, по-видимому, более правдивую, записанную со слов купца-мореплавателя. Однажды его корабль укрылся от шторма в укромной бухте на «острове яхонтов». В лесу путешественники обнаружили поляну с хижиной отшельника. Они угостили его орехами, а он отблагодарил их… кристаллом рубина величиной с горошину. Купец, чтобы не оставаться в долгу, велел принести с корабля побольше фруктов и сладостей. Отшельник в ответ достал шкатулку из пальмовых листьев и вынул из нее крупный плоский кристалл рубина. Приняв подарок, купец полюбопытствовал: «Откуда это у тебя?» Отшельник подвел его к сухому руслу ручья и пояснил, что в период дождей с потоками воды появляются здесь и драгоценные камни.
Из этого сообщения Бируни сделал правильный вывод: выше по долине ручья в горах находятся месторождения яхонта. Действительно, в предгорьях на юго-западе острова издавна добываются великолепные самоцветы. В древности было очень трудно разрабатывать коренные месторождения драгоценного камня, обычно связанные с прочными скальными горными породами. Поэтому добывали самоцветы из россыпей, речных отложений.
И все-таки, как высоко ни ценились в древности рубины, из них, в отличие от алмазов, вошли в историю лишь единицы. Так, у Бируни среди многочисленных рассказов о яхонтах упоминается, в сущности, один только камень, который можно считать историческим: рубин «Джабал» («Гора»). Он венчал золотой слиток у правителя Багдада в X веке. Камнем поочередно владели несколько наместников, эмиров, шахов; следы его затерялись в XII веке.
Известно предание о золотом идоле солнечного божества Зун с глазами из превосходных рубинов. Ему поклонялись в стране Давар (Южный Афганистан). Предводитель арабов при халифе Османе — Абдар-Рахман ибн Самура, дабы показать свое презрение к идолу, вырвал у него глаза-яхонты.
Наиболее знаменит, пожалуй, так называемый «Рубин Тимура», история которого с некоторыми пробелами прослеживается на протяжении последних шести веков. О многих его владельцах можно судить по соответствующим надписям на этом необычайном камне размером с куриное яйцо. Здесь много известных имен: Сахиб Киран Сани (так в мусульманском мире звался Тамерлан), его внук Улугбек, правители империи Великих Моголов Акбар, Джахангир, Аурангзеб и Шах-Джахан, связанный в нашей памяти с жемчужиной индийской архитектуры — беломраморным Тадж-Махалом.
В 1849 году камнем завладела Ост-Индская компания. Он стал украшением британской короны. Но…
По иронии судьбы один из самых знаменитейших в мире самоцветов «Рубин Тимура» оказался вовсе Не красным корундом, а менее твердым и не столь ценным камнем — шпинелью.
Веками сходные по цвету рубины и шпинели, а также розовые турмалины и алые гранаты назывались одинаково — рубинами. Это вызывало немало недоразумений. (Кстати, в старых русских торговых книгах давался верный совет различать ярко-красные камни по твердости, отдавая безусловное предпочтение самым твердым.)
И еще один знаменитый исторический камень — «Рубин Черного принца» (прозвище сына короля Эдуарда III) — тоже оказался шпинелью, хотя это не помешало ему занять почетное место на имперской короне Британии—«в центре переднего креста».
Этот камень в XIX веке перекочевал с Арабского Востока в Испанию, в сокровищницу короля Гранады. Потом рубин попал в руки короля Кастилии Педро, захватившего часть этой сокровищницы и подло убившего ее владельца. За помощь в сражении при Нагере близ Витории Педро подарил рубин Черному принцу. Драгоценный камень был украшением шлема Генриха V. В одном из сражений ударом меча шлем был проломлен, но голова короля и камень остались невредимы…
Так ли было в действительности, выяснить трудно. От сильного удара рубин может разбиться вдребезги.
Совершенно очевидно другое: XIX век оказался для рубинов роковым.
Самые прославленные из них были «развенчаны» минералогами, определившими их химический состав и твердость. А в 1885 году на европейском ювелирном рынке появились так называемые «восстановленные камни» — крупные рубины, оплавленные в особых горнах из более мелких (правда, качество их — густота окраски, игра света — оказалось посредственным). А завершающий удар был нанесен в самом конце века в Париже. Здесь в неказистой лаборатории впервые был осуществлен успешный синтез искусственных рубинов, по своим свойствам не отличающихся от естественных.
В XX веке производство синтетических корундов стало отраслью промышленности. Рубины были использованы для создания лазера. Этот прибор стягивает световые лучи в тончайший пучок, мощность излучения которого достигает чудовищных величин: в миллиарды раз больше, чем излучение с такой же по размерам части поверхности Солнца.
Из кристалла рубина изготавливают тонкий стержень, один из торцов которого делают зеркальным, а второй служит излучателем. Незначительная примесь атомов хрома (сотые доли процента) в кристалле корунда придает ему красный цвет и наделяет его свойством «сгущать» световые лучи.
Хотя массовое производство синтетических самоцветов началось только в XX веке, мысль об искусственном изготовлении рубиновых монолитов впервые появилась на Востоке очень давно. Она обрела форму арабской сказки, которую пересказал Бируни.
По этой легенде, во время правления династии Сасанидов в их казнохранилище попала молния. Возник пожар. Он длился четыре месяца; горели запасы ценного дерева и масел. А когда стали расчищать пожарище, то обнаружили огромную плиту из чистого яхонта. По стоимости она, как не без иронии отметил Бируни, в десять тысяч раз превосходила все богатства мира. Из этой плиты обрадованный шах приказал выточить сто пластин, а также множество сосудов для питья.
«Сказка ложь, да в ней намек». И хотя синтез рубинов — дело очень непростое, требующее высокой концентрации энергии и сложной техники, люди шли к нему от народных поверий и легенд, от мечтаний древних мыслителей.
Широкое использование рубинов в технике способствовало повышению спроса на них. Искусственные рубины стали производить в огромном количестве. Если драгоценные камни обычно измеряются каратами, то ныне синтетические рубины вырабатываются тоннами, а их стоимость упала в тысячи раз…
Технические рубины производят колоссальную работу в народном хозяйстве. В этом смысле они по-своему драгоценны. Но все-таки особо крупные естественные яхонты сохраняют свою высокую цену. Ведь они встречаются в природных условиях реже, чем сходные по размерам алмазы.